Проповедь

4 месяца ago mv-admin 0

митрофорного протоиерея Александра Почтового, кандидата Богословия в день праздника Рождества Иоанна Предтечи

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Святой апостол Павел заповедал нам постоянно помнить наставников наших, которые проповедовали нам слово Божие, и, вспоминая их великую веру, любовь и святую жизнь, подражать им (См.: Eвр. 13, 7).

Сегодня Святая Церковь и мы с вами торжественно и радостно празднуем праздник в честь Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Святой Иоанн Предтеча родился недалеко от Иерусалима, в городе Хевроне, в семье благочестивых родителей, родственников Пресвятой Девы Марии, священника Захарии и жены его Eлисаветы.

Оба они были уже стары, а детей не имели. В то время отсутствие детей считалось за великий позор. Отсутствие детей было самым тяжелым горем для каждой семьи.

Бесчадие считалось наказанием Божиим, немилостью Eго. Быть бесплодной особенно тяжело было для женщины, ибо все окружающие смотрели на таковую как на ненужное существо, как на ветвь, не приносящую плода, как на сухую и непригодную землю.

Священник Захария и жена его Eлисавета усердно молили Бога избавить их от такого несчастья.

Однажды Захария совершал богослужение в храме Иерусалимском. Когда он вошел в святилище для каждения, там ему явился Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного, на котором курился фимиам (ладан).

Захария, увидев его, смутился, и напал на него страх.

Ангел же сказал ему: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Eлисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. Рождение его принесет радость многим. Он будет велик пред Господом, он будет иметь дары Духа Святаго от самого своего рождения и многих людей обратит к Господу Богу. Он будет предшественником пред Господом Спасителем, по духу и силе он будет как Илия, и будет он приготовлять людей к принятию Спасителя».

Захария не сразу поверил от радости этим словам и сказал Ангелу: «Почему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в преклонных летах».

Ангел сказал ему в ответ: «Я — Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе сие. И вот ты будешь нем до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые исполнятся в свое время».

Между тем, народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

Он же, вышедши, не мог говорить к ним. И они поняли, что он видел видение во храме, и Захария объяснялся с ними знаками и оставался нем.

А когда окончились дни службы его, он возвратился в дом свой.

После этих дней зачала Eлисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: «Так сотворил мне Господь во дни Свои, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лук. 1,5-26).

И вот Eлисавете настало время родить — и она родила сына.

Услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над ней, и радовались с нею.

В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его по имени отца его, Захариею, но на это мать младенца сказала: «Нет, нужно назвать его Иоанном». И сказали ей: «Никого нет в родстве твоем, кто бы назывался этим именем».

И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Захария потребовал дощечку и написал: «Иоанн — имя ему». Иоанн значит «благодать Господня». И все удивились. И тотчас разрешились уста Заха-рия и язык его, и он стал говорить, прославляя Бога.

О чудесном рождении и обстоятельствах его рассказывали по всему Хеврону и его окрестностям.

Жители, слыша, говорили: «Кто будет младенец сей?»

Некоторые же именовали его будущим царем иудейским.

Слухи эти дошли и до царя Ирода, который, опасаясь соперничества, немедленно выслал в Хеврон убийц, чтобы погубить младенца.

В это время праведная Eлисавета с Иоанном скрывалась в пустыне, а Захария же совершал службы в Иерусалимском храме.

Воины, не найдя никого в Хевроне, возвратились к Ироду, тот велел узнать у священника Захарии, где скрывается младенец.

Захария не ответил и был убит в самом Иерусалимском храме, между алтарем и жертвенником.

Предание рассказывает, как праведная Eлисавета, видя в пустыне приближающихся воинов, повсюду разыскивающих младенца, обратилась к горе: «Гора Божия, прими матерь с сыном!», и гора при этом расступилась и укрыла их от убийц.

Божиим повелением в горе устроилась пещера, заструился источник воды и над пещерой выросло многоплодное финиковое дерево.

Через 40 после убиения Захарии праведная Eлисавета скончалась в пещере, младенец же Иоанн был питаем и храним Ангелом.

О дальнейшей же его жизни до начала пророческой проповеди покаяния Предание умалчивает.

В 15-й же год владычества Тиверия кесаря был голос Божий к Иоанну, сыну Захариину, в пустыне, чтобы он пошел по всей окрестности Иорданской проповедовать крещение покаяния во оставление грехов.

И приходили к нему жители иудейской страны и иерусалимляне и крестились от него все в реке Иордан, исповедуя грехи свои.

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс на чреслах своих, а питался акридами (род саранчи) и диким медом.

В те дни пришел Иисус из Назарета и крестился от Иоанна в Иордане.

После Крещения Господня Иоанн торжественно проповедовал всем о Христе, что «Он-Агнец Божий, вземляй грехи мира, что верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем».

Проповедь Иоанна Предтечи касалась самого жизненного вопроса — времени пришествия Мессии. «Покайтесь, — проповедовал Иоанн, — ибо приблизилось Царство Небесное».

И на этот призыв отовсюду стали собираться к Иоанну все труждающиеся и обремененные, желавшие в проповеди пророка найти облегчение своей совести от тяготевшего на ней бремени грехов и сомнений.

Движение было настолько массовым, что к Иоанну приходили даже высокомерные фарисеи и саддукеи, буйные воины и хищные мытари, и все они с умилением выслушивали наставления и грозные обличения сурового пророка.

С истинно пророческою ревностью и прямотою он обличал сборщиков податей за их вымогательства, воинов — за их насилие и беспечность, богатых саддукеев и фарисеев — за их бездушие и лживость.

Проповедь Иоанна потрясала сердца слушателей, которые охотно принимали введенный Иоанном обряд водного крещения, служивший видимым знаком внутреннего покаяния.

Святой Иоанн, великий пророк всей силой вдохновенного слова звал народ принести глубокое и искреннее раскаяние в совершенных их грехах, удалиться от всякого зла и направить свою волю, свои расположения только к тому, что есть добро, чисто, свято, то есть — сотворить «достойный плод покаяния» (Мф. 3,8).

«И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же».

Другим вопрошавшим он отвечал: «Ничего не требуйте более определенного вам. Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк. 3,10-14).

Дорогие братья и сестры! Святой Иоанн Предтеча и ныне зовет всех нас к покаянию и добрым делам покаяния. Но слышим ли мы этот призыв?

Пусть совесть каждого из нас ответит на этот призыв.

Будем же, дорогие братья и сестры, слушать этот призыв и следовать ему!

«Покайтесь» (Мф. 3,2) и веруйте в Христа Спасителя-Агнца Божия, «Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1,29), — и получите прощение грехов (Мр. 1,4).

По молитвам святого Пророка Божия Иоанна да поможет всем нам Господь отвергнуть дела тьмы и приобщиться к делам света.

Да поможет нам Господь принести истинное покаяние во всех наших согрешениях и исправиться.

Искореним в себе все нечистое, худое, что вкоренилось в нас или что произошло от нашей греховной воли.

Пусть жизнь каждого из нас обогащается изо дня в день теми делами добра, которые привлекают любящий взор Небесного Отца, которые составляют украшение человеческой жизни!

Эти наши дела принесут нам, грешникам, бесценное счастье, ни с чем не сравнимую радость, не земную, не скоро проходящую, а радость вечную — быть помилованными Господом и с Ним в бесконечных веках наслаждаться радостью вечного общения.

Этой радости да сподобит всех нас Господь!

Аминь.