Защита прав потребителей в сфере туристических услуг

1 год ago mv-admin 0

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Белой Калитве, Белокалитвинском, Тацинском, Морозовском, Милютинском, Обливском, Советском районах, принимая во внимание актуальность своевременного и действенного обеспечения защиты прав граждан, вступающих в разного рода правоотношения с соответствующими хозяйствующими субъектами в сфере как организованного, так и неорганизованного туризма, а также учитывая необходимость минимизации связанного с этим риска причинения имущественного вреда и/или вреда жизни (здоровью), обращает внимание на нижеследующее.

Согласно определению туристского продукта, приведенному в статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон №132-ФЗ), — это «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта».

При этом в силу положений статьи 9 Закона №132-ФЗ туристский продукт как предмет соответствующих договорных отношений изначально формируется по усмотрению туроператора самостоятельно в виде оферты либо в индивидуальном порядке по заданию туриста.

Исходя из этого, порядок формирования туристского продукта должен быть достоверно установлен в каждом случае, когда возникает спор по поводу качества предоставленных услуг и степени ответственности туроператора перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Поскольку именно общая цена туристского продукта в рублях является существенным условием договора о реализации туристского продукта у туроператора отсутствует императивная обязанность указывать в договоре о реализации туристского продукта стоимость отдельных услуг, входящих в его состав, в частности, перевозки. Однако как таковой набор этих услуг, позволяющий определить потребительские свойства туристского продукта, т.е. информация о программе, маршруте и условиях путешествия, средствах размещения, условиях проживания и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах, относится к существенным условиям договора.

Так как ответственность туроператора по смыслу статьи 9 Закона №132-ФЗ ограничена «рамками» исполнения обязательств по предоставлению только тех услуг, которые вошли в соответствующий туристский продукт, то все факты самостоятельного приобретения туристами экскурсионных и других услуг, изначально в него не входивших, стоимость которых была оплачена ими дополнительно, должны рассматриваться как иные сделки, обязанной стороной по которым туроператор являться не будет.

Eсли такого рода случаи происходили за пределами РФ и повлекли неблагоприятные последствия для туристов, то в их правовой оценке необходимо руководствоваться соответствующими положениями раздела VI «Международное частное право» Гражданского кодекса РФ, статья 1212 которого определяет порядок выбора права, подлежащего применению к договору с участием потребителя.

Учитывая, что на практике предложения приобрести ту или иную дополнительную по отношению к «турпакету» услугу довольно часто исходят от представителей самих туроператоров за рубежом (при этом оплата таких услуг, как правило, происходит в иностранной валюте), следует учитывать, что «соглашение гражданина с работником предприятия, учреждения, организации, выполняющего работы (оказывающего услуги), о выполнении работы (оказании услуги) без соответствующего оформления, вопреки установленным правилам, не порождает прав и обязанностей между гражданином и этим предприятием, учреждением, организацией, поэтому последнее не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы (оказание услуги) либо за утрату или повреждение переданного по такому соглашению имущества в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». В указанном случае имущественную ответственность перед гражданином несет лицо, обязавшееся выполнить работу (оказать услугу)».

Согласно положениям статьи 17 Закона №132-ФЗ в тех случаях, «если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии».

Поэтому в рамках исполнения обязанности по предоставлению туристу и (или) иному заказчику достоверной информации об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания, туроператор при заключении договора о реализации туристского продукта в целях обеспечения безопасности туризма (статья 14 Закона №132-ФЗ) обязан сообщить о соответствующих медицинских правилах пребывания в той или иной стране.

В настоящее время наличие полиса медицинского страхования для въезда граждан России на территорию ряда иностранных государств — обязательное условие. При этом полис, действительный на весь срок пребывания за границей, представляется уже при обращении за визами этих государств.

В соответствии с требованиями статьи 17 Закона №132-ФЗ страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания, а сам страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. Информацию о том, полисы каких российских страховых организаций принимаются к рассмотрению, можно получить в консульских отделах посольств и генеральных консульствах вышеперечисленных государств на территории РФ.

При въезде граждан РФ в другие государства соответствующее медицинское страхование осуществляется на добровольной основе, поскольку в силу пункта 2 статьи 935 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Учитывая изложенное и принимая во внимание тот факт, что услуги, связанные с получением медицинского полиса, в состав туристского продукта не входят, предложение со стороны туроператора по заключению соответствующего договора страхования не должно рассматриваться как навязывание платных дополнительных услуг в контексте правового смысла статьи 16 Закона №2300-1, поскольку медицинская страховка служит гарантией минимизации возможных рисков и расходов в случае болезни или несчастного случая, что отвечает правилам, касающимся обязанности исполнителя по обеспечению права потребителя на безопасность услуг (статья 7 Закона №2300-1).

Также следует иметь в виду, что согласно положениям статьи 17 Закона №132-ФЗ по требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествия.

Н. Веревкина, зам. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО в г.Белой Калитве, Белокалитвинском, Морозовском, Тацинском, Милютинском, Обливском, Советском районах