Роль психологии в воспитании

8 месяцев ago mv-admin 0

«Дети святы и чисты, нельзя делать их игрушкою своего настроения»

А.П.Чехов.

Сегодня педагог-психолог в школе не новость. И залогом эффективной работы школьной психологической службы должны быть взаимопонимание, доброжелательность и психологическая грамотность педагогического коллектива, администрации и родителей. Знания о внутреннем мире человека, его переживаниях, возможностях необходимы каждому учащемуся для понимания своей неповторимости и обретения психологического комфорта в любой обстановке.

Организация обучения ставит перед психологией и педагогикой много проблем. Для того чтобы управлять процессом обучения, мало знать материал, подлежащий усвоению, мало знать «объект», на который направлено обучение, надо знать ученика, уметь определить его возможности, его состояние, способности к обучению. Нельзя видеть в ребенке только существо, усваивающее какой-то пункт программы. Приходя в школу, дети не перестают быть детьми, и каждый урок остается частью их жизни.

Учить — это значит учить себя, когда учитель помогает ученику. Но в жизни часто встречаются ситуации, когда необходимо обучать ребенка, который не имеет потребности в обучении или даже активно противодействует этому процессу. Поэтому одна из наших задач — формировать потребность в учении.

Подростковый возраст — это период от 11-12 до 15-17 лет. Он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности, не случайно этот возраст называют «переходным», и он богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. Вот почему так велика роль школьного коллектива в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности.

Подростковый возраст -это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытие «Я», обретение новой социальной позиции, но также и потери детского мироощущения, более беззаботного образа жизни, поиска правды в себе и других и т.д.

Термин «трудный подросток» — один из самых неопределенных в психологии этого возраста, который как кризисная стадия развития личности уже предполагает, что «всякий подросток — трудный и для себя, и для других».

Eго биологические, психические особенности, не устоявшийся социальный статус предполагают кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Это уже не ребенок, но еще и не взрослый человек, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы. И сюда относят, прежде всего, детей, не желающих учиться или работать.

Физическая слабость, черты характера, затрудняющие общение, эмоциональная незрелость или неблагоприятные семейные отношения — все это факторы риска, наличие которых делает этот возраст еще более трудным.

Разнообразные нарушения поведения подростка, с которыми сталкиваются взрослые — упрямство, хамство, грубость, а также противоправное поведение, обусловлены многими факторами.

Например, чем более жестко и непримиримо относятся родители к приятелям своих детей, тем больше вероятность того, что ребенок не только предпочтет общество сверстников, но и полностью порвет связь с семьей.

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений в нашей профессиональной деятельности является работа с детьми, которых выделяют в самостоятельную категорию: трудные, трудновоспитуемые, проблемные, дети «группы риска».

Любая проблема лучше решается комплексно и требует участия всего педагогического коллектива, однако ведущая роль принадлежит психологу и социальным педагогам школы. Для профилактики асоциального поведения необходимо глубокое и всестороннее изучение личности подростка с отклоняющимся поведением, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации. Чтобы оценить восприятие ребенком отношений в семье, его переживания, проводятся тесты «Кинетический рисунок семьи», «Семья в образе цветов», проективная методика «Кактус». С их помощью можно узнать отношение ребенка к отцу, к матери и другим членам семьи, кто пользуется его большим уважением, какое место подросток отводит себе. Чтобы получить информацию об отношении учащихся к школе, к себе и одноклассникам проводятся анкетирования «Твое отношение к школе», «Я и моя учеба в школе» и другие.

Классные руководители учащихся, стоящих на внутришкольном, ПДН или КДН учете, ведут дневники наблюдений, где отслеживается успеваемость, посещаемость, достижения во внеклассных мероприятиях, увлечения. Осуществляется психолого-педагогическое консультирование родителей с целью выработки подходов к воспитанию и обучению учащихся, состоящих в «группе риска». На классных часах, во время индивидуальных бесед основной акцент делается на формировании устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.

Также важны психологические знания родителям, ведь от того, что и как они заложат в формирующуюся личность подростка, зависит будущее нового поколения, будущее страны. Поэтому для родителей в школах города созданы консультационные центры, где можно получить помощь по любым вопросам, касающимся воспитания своих детей, преодоления трудности в общении, понимании друг друга. Работают курсы повышения психологической грамотности родителей, институт наставничества и Совет отцов. К сожалению, все новое должно пройти большой путь прежде, чем будет принято обществом. Педагоги-психологи все-таки надеются, что совместная их работа с родителями, педагогами, администрацией школы принесут свои плоды, вместе мы вырастим и воспитаем достойных людей.

В.Иванченко, педагог-психолог СОШ №4, руководитель методического объединения педагогов-психологов.