Проповедь в праздник Преображения Господня (19 августа) настоятеля Свято-Покровского храма протоиерея Владимира Почтового

2 дня ago mv-admin 0

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры всех вас поздравляю с праздником Преображения Господня. В сегодняшний день мы слышали Eвангелие от Матфея, где повествуется о чудесном событии (см. Мф. 17:1-6). По прошествии шести дней Иисус Христос взял Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на высокую гору и преобразился перед ними: лицо Eго просияло, как солнечный свет, одежды Eго стали белые, как снег, и предстали Иисусу ветхозаветные пророки Моисей и Илия, и апостолы видели эту удивительную славу Спасителя. И даже Петр, потрясенный всем, что переживал в эти мгновения, спросил: «Господи! Нам здесь хорошо! Построим три кущи — Тебе одну, Моисею одну, одну Илии, и останемся здесь, осиянные этим невещественным Божественным светом, окутанные этим дивным покоем.» И Eвангелист Матфей замечает: «Петр говорил, не зная, что говорит. Слышен был еще глас с неба, который утверждал, что Иисус есть Возлюбленный Сын Божий; затем это видение исчезло».

По свидетельству святого евангелиста Луки, целью восшествия Христа на Фаворскую гору была молитва, а не преображение: «Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться» (Лк. 9,28). Само Преображение как чрезвычайный факт явилось следствием и результатом молитвы. Во время молитвы «вид лица Eго изменился, и одежда его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9,29).

И свет, который воссиял на Фаворе, был не физический свет, не отражение солнца — это был Божественный свет; причем апостолы видели его не своими физическими глазами, потому что они прозревали нечто большее, чем только свет. Откуда апостолы узнали, что рядом со Спасителем — Моисей и Илия? Ведь не существовало никаких портретов, никаких описаний их внешности. Однако апостол Петр безошибочно определяет, что здесь Моисей и Илия. Апостолы видят нечто иное, нежели обычную человеческую реальность — они видят иной мир и видят его глазами духовными, которые во мгновение открылись. Свет, который они видят, — это свет, который постоянно был со Христом, это свет Божественного Царства, это свет вечности.

Господь преобразился перед Своими учениками настолько, насколько они могли воспринять это Преображение — якоже можаху. Господь преобразился пред учениками для того, чтобы укрепить их веру — чтобы тогда, когда будут видеть Eго распинаемым, они вспоминали эту славу преображенного на Фаворе Спасителя. Кроме того Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет?

В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству святителя Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, — молился же Он, чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. Потому и христианину, желающему удостоиться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно, — важнейший момент христианского учения о человеке.

Преподобные отцы учат, что в каждом человеке есть Божий свет, и если мы дорожим им, ходим во свете, умножаем его, то в момент, когда человек предстанет перед Богом, свет этот будет нашим лучшим одеянием, прекраснейшей одеждой нашего оправдания. Слово Божие говорит: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отцов их» (Мф. 13,43).

Пусть Господь укрепит нас всех силой Своей благодати. Пусть Господь дарует нам быть причастниками Eго Божественного света. Пусть Господь укрепит нашу веру, чтобы мы могли передать ее своим детям, внукам, окружающим — тем, кто еще не открыл для себя Христа, Преображенного во славе. Чтобы народ наш, укрепляясь в вере, сам преображался, восходя от худшего к лучшему, от низкого к высокому.

Пусть Господь, преобразившийся во славе, укрепит нашу веру и благодатью Своею благословит народ наш, страну нашу. Пусть Господь помогает каждому из нас на нашем жизненном пути.

Аминь.

Поделиться ссылкой: